Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Современная компьютерная техника

Понедельник, 19.11.2018
Главная » 2014 » Октябрь » 23 » Понятия качества звука. Часть 1.
08:48
Понятия качества звука. Часть 1.
Как оценивать Звук? Как оценить акустическую систему? Для описания звучания акустических систем в жизни, в прессе и в тестировании часто используются специализированные термины, которыми описывают качество звучания этих систем. И многие, увы, в том числе и люди продающие акустику их не знают и не понимают.Для того, что бы исправить это положение и появилась эта статья.         Так что же это такое - Тональный баланс, Звуковая сцена, Эффект присутствия, Звуковой образ? Глубина, ширина, высота сцены?  Локализация и фокусировка?  И ТАК - ОБО ВСЕМ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ:ТОНАЛЬНЫЙ БАЛАНС - определяет ту степень точности, с которой воспроизводится вокал и «голоса» музыкальных инструментов. Если звучит саксофон, то он и должен восприниматься, как настоящий саксофон, и Вы уверенно скажете, что это не тромбон, французский рожок, туба или какая-нибудь другая «дудка». Поверьте,  бывают ситуации и похуже, я слышал «системы», где отличить скрипку от флейты было затруднительно. В сам ТОНАЛЬНЫЙ БАЛАНС входят 6 понятий: громкости, высоты звука, тембра, длительности, атаки звука и затухания. Рассмотрим что же это такое: С ГРОМКОСТЬЮ ЗВУКА вроде бы всё сразу ясно.  ВЫСОТА ЗВУКА - вспомним про уроки пения в первом классе. Учительница, извлекала на пианино басовые (низкие) звуки и говорила: «Вот по лесу идёт медведь», а ее  тыкание пальчиками в правую часть клавиатуры сопровождалось комментарием: «А это зайчик скачет». Прошу не смеяться, ведь мы договорились обо всём - простыми словами, так вот это - самые простые.  ТЕМБР - определяет индивидуальную окраску и узнаваемость музыкальных инструментов и вокала.  АТАКА - скорость нарастания громкости звука, она тоже позволяет узнать инструмент, например, у рояля атака быстрая, так как звук извлекается ударом молоточка по струне, у духовых же инструментов  - атака плавная. Рекордсмены по скорости атаки - ударные. ЗАТУХАНИЕ придает звучанию либо воздушность, если оно длительное, либо сухость (при быстром затухании).  Следующая важнейшая характеристика акустических систем - способность правильно передавать звуковую стерео картину. Для описания её можно дать следующие определения: ЗВУКОВАЯ СЦЕНА - результат пространственного восприятия слушателем воспроизводимого музыкального сигнала. Для качественной передачи сцены важно не только формирование переднего плана, но и создание эффекта присутствия. Напряжем свою память и представим, как звучит музыка при «живом» исполнении в концертном зале. Звук обволакивает нас со всех сторон, хотя музыканты находятся перед нами. Ощущение объемности звучания создают многообразные отражения. Весь объем зала заполнен рассеянным и отраженным «атмосферным» звуком, что и характеризует задний план.      Оценку качества передачи звукового пространства определяют следующими терминами: положение слушателя относительно сцены, ширина сцены, её высота, глубина, локализация стерео образов, наличием эффекта присутствия – ambience и звуковым образом – imaging.      Впрочем, все детали формирования звуковой сцены надо предварить «категоричным NO»: где и как бы ни располагались кажущиеся источники звука на столе около монитора, они не должны располагаться там же, где находятся динамики колонок. Если слушатель ясно слышит, где установлены динамики, всё остальное - «бесполезняк». Если же не всё так запущено и звук хотя бы отчасти существует в пространстве отдельно от динамиков, то начинаются подробности, связанные с тем, где именно он существует, т.е. начинаем разбираться со звуковой сценой. ПОЛОЖНИЕ СЛУШАТЕЛЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЗВУКОВОЙ СЦЕНЫ. В большинстве случаев записей музыки - исполнители на концерте находятся на сцене перед вами. Качественная акустическая система создаст иллюзию расположения сцены перед вами. Прочие же системы могут запихнуть музыкантов в Вашу голову, вокруг вас или, что наиболее неприятно - позади, будто вы повернулись к ним спиной. Таким образом, наиболее правильным положением слушателя будет, когда сцена находится впереди вас, но в некотором отдалении, словно вы сидите в концертном зале в том самом восьмом ряду, хорошо известном по популярной песне весьма популярного латвийского композитора и не менее популярной до сих пор  Аллы Пугачевой. ШИРИНА СЦЕНЫ. Так какова же она?  Компьютерный стол ужасно мал для качественного воспроизведения звука. В тоже время получение широкой звуковой сцены вполне реально. Самые неудачные в отношении этого критерия акустические системы создают ощущение звука, исходящего из одной точки, будто за воспроизведение отвечает один динамик. Это называется узкой звуковой сценой и считается крупным недостатком. Более успешные системы уже проявляют правую и левую границы, но эти границы не распространяются за пределы стола.  У наиболее выдающихся акустических систем границы сцены не ограничиваются объемом стола, создается ощущение, что самые крайние источники звука находятся за пределами стола.  ВЫСОТА СЦЕНЫ. Идеальная высота сцены - на уровне глаз слушателя. Слишком низкая сцена словно направляет взгляд слушателя в пол, слишком высокая же заставляет «воздеть глаза небу». Однако помимо просто высоты, есть ещё понятие стабильности этой высоты. Ощущение высоты кажущихся источников звука не должно меняться в зависимости от положения источника звука (слева, справа, в центре). Например, играют гитарист слева, ударник - в центре, трубач - справа. В системе с низкой (к примеру), но стабильной сценой все исполнители будут находиться как бы на уровне спидометра. Все трое. В системе с нестабильной по ширине высотой сцены гитарист и трубач могут оказаться ниже ударника, а случись кому-то из них переместиться вдоль сцены, они словно пойдут по горбатому мостику. Идеально, когда и высоко, и стабильно (чересчур высокая звуковая сцена на практике большая редкость).     Другой вид нестабильности, очень распространённой в акустических системах - нестабильность по частоте. Это когда кажущееся положение источника звука по высоте зависит от его частоты. Мужской голос оказывается на уровне основания монитора, например, а женский парит над ней. Хотя это ещё полбеды. В системах с очень нестабильной по частоте сценой бывает так, что одна и та же певица, когда берет высокие ноты, вроде как стоит на сцене, а когда низкие - ложится на неё, что никак не соответствует главному определению высококачественного звучания: «все должно быть как в жизни». Современные как бы певицы, конечно, делают и такое, но их с хорошим качеством и мастерингом не записывают, можно не беспокоиться. ГЛУБИНА СЦЕНЫ. В профессиональной русской  терминологии это часто называют «эшелонированием». Оба термина определяют расположение музыкантов на сцене по мере их удалённости от слушателя. Чаще всего ударник находится за гитаристами, а вокалист располагается между ними. Системы с отличной глубиной сцены дают слушателю ощущение пространства между музыкантами, и вы легко сможете определить, как они расположились на сцене. AMBIENCE или ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ. Это явление, которое дает Вам чувство реального пространства концертного зала, который даёт правильно воспроизведенная высококачественная стереофоническая запись. Создаваемый «правильной» стереосистемой эффект присутствия позволяет вам почувствовать себя слушателем настоящего живого концерта в настоящем концертном зале. Вот это и есть истинный эффект присутствия, в отличие от искусственного, когда акустика звучит сама по себе. IMAGING - звуковой образ. Так же как и «звуковая сцена», этот  термин  относится к тому, насколько достоверно воспроизводится стереофоническая запись в смысле расположения и разделения кажущихся источников звука. В воссоздании звуковых образов выделяют два аспекта: локализация и фокусировка. ЛОКАЛИЗАЦИЯ означает, что источник звука находится ТАМ.  ФОКУСИРОВКА – что источник звука находится ИМЕННО ТАМ. Система с хорошей локализацией позволяет однозначно определить положение источника звука на сцене (слева, слева ближе к центру и т.д.). Фокусировка звукового образа проявляется, главным образом, его кажущимися размерами. В системе с хорошей локализацией, но неудовлетворительной фокусировкой звук гитары может исходить оттуда, откуда надо, скажем, из середины сцены, но сам инструмент будет казаться неестественно огромным, в виде большого звучащего облака.    И в локализации, и в фокусировке очень важна стабильность акустической системы. Многие системы грешат частотной зависимостью, то есть при изменении тональности звучания инструменты, а то и голос исполнителя начинают блуждать по сцене, вводя слушателя в замешательство. В “идеальной” акустической системе, «системе мечты», певица, стоящая в середине сцены, стоит там как вкопанная от начала песни и до конца. А если она вдруг решит перейти к краю сцены, то нам должно казаться, что она это делает сразу вся, целиком, как нормальный живой человек, а не в виде отдельных обрывков звука голоса, доносящихся то оттуда, то отсюда. Раздвоение личности это симптомы шизофрении, и встречаются они нам в жизни очень редко. С множественными же образами у неудачных аудиосистем приходится сталкиваться постоянно.  P.S. У человека, впервые сталкивающегося со всем многообразием компьютерной акустики, вполне естественно должен возникнуть вопрос: «А как влияет на звуковую сцену сабвуфер, ведь этот огромный динамик чаще всего приходилось видеть под столом?». При правильном изготовлении и настройке сабвуфер не влияет на восприятие звуковой сцены. Это объясняется физиологической неспособностью нашего слуха локализовать источник звука, работающий на самых низах «басового диапазона».  РАЗДЕЛЕНИЕ ЧАСТОТНОГО ДИАПАЗОНА АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПРИ СЛОВЕСНОМ ОПИСАНИИ:  Нижний бас (или инфрабас): 20-40 HzБас:                                          40-80 HzВерхний бас:                         80-160 HzНижний мидбас:                  160-320 HzМидбас:                                320-640 HzВерхний мидбас:                640-1.28 HzНижняя середина:             1.28-2.56 kHzСередина:                          2.56-5.12 kHzВерхняя середина:          5.12-10.24 kHzВерх:                               10.24-20.48 kHz Продолжение следует......
Просмотров: 156 | Добавил: piligrim | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar